1000- 2000 без обеда

Как выбрать микшерный пульт

Микшерный пульт - сердце вашего сценического звука или звукозаписывающей студии, предоставляет входы, выходы и другие дополнительные функции которые вам нужны. Эта статья поможет вам ответить на вопрос как выбрать микшерный пульт для вашим задач.


Студийные и сценические микшерные пульты

Студийные и сценические микшерные пульты по сути системы для суммирования сигналов и разведения их нужным образом. Тип, количество входов и выходов обуславленно задачами, в которых пульт будет задействован. Например, для “живой" работы обычно существует необходимость подать основной выход и раздать несколько мониторных линий, в то время как для студийной работы может понадобиться непосредственный выход с каждого канала для записи мультитрека. Грань между “студийным" и “сценическим" пультом давольно размыта в наши дни, поэтому лучше всего начать с того, что бы рассмотреть каждый из компонентов микшерного пульта.


Ключевые понятия


Каналы

Просто вход, чем больше каналов имеет микшерный пульт, тем больше устройств к нему можно подключить. Каналы (как, в основном, и всё в пультах) идут в широком спектре подключаемых возможностей, и могут быть как моно так и стерео. Подключаются как микрофоны так и линейный сигнал, как правило имеют преамп для усиления сигнала и фэйдеры для регулировки уровня выхода канала. Обычно каналы оборудованы эквалайзером, посылом на шины (aux), ручкой панаромирования в стереобазе, но так же существуют микшеры с простым суммированием сигнала и регулировкой общего выхода.


Шины

Назначение микшерного пульта в том, что бы провести сигнал из каналов по одной или нескольким шинам. Главный выход (main out) из пульта является основной шиной (master bus), входные сигналы в которой контролируются фейдерами каналов. Подобно этому, присутствие канала в каждой шине aux регулируется собственным уровнем посыла, выходы с пульта реализованы на отдельных для каждой шины джеках. Шины aux могут суммировать сигнал с каналов (post-fader) так и подавать общий сигнал независимо от уровней громкости на каналах (pre-fader). Это особенно важно при организации мониторных линий на сцене, в наушники, для записи а так же для формирования групп для посыла на эффекты. Некоторые микшерные пульты могут иметь особую шину для посыла на эффекты, которые могут проходить через встроенный процессор эффектов так и возвращаться через предназначенный канал возврата (return).


Группы

Некоторые крупногабаритные пульты оборудованы функцией объединения каналов в группы, что удобно для управления большим количеством каналов. По сути, каждая группа является своим собственным микшером который находится в цепи между каналами и главным выходом (main out). Принцип работы прост: выход с каждого выбранного канала назначается на группу, выход с которой регулируется одним общим фейдером громкости группы. Например, вы можете послать все микрофоны с ударной установки в Группу 1, а вокальные микрофоны в Группу 2. Каждая группа имеет свой собственный регулятор уровня сигнала, который выходит в Основную шину в Main out. Это позволяет контролирровать целую секцию инструментов несколькими фейдерами, избавляя от необходимости изменения уровня фейдера каждого канала.


Группы Mute и Сцены

В дополнение к Группам микса, некоторые пульты способны организовать Группы Mute, что позволяет быстро замьютировать\размьютировать большие группы каналов за раз. Удобно, если часть выступающего коллектива играет только в нескольких композициях, либо же для мьютирования всего состава на время речи ведущего. Более продвинутые микшерные пульты позволяют формировать сложные сцены мьютирования, что позволяет сохранять различные кофигурации из замьютированных\размьютированных каналов для быстрого применения - используется в театрах, концертных плащадках.


Разрыв (insert) и Прямой выход (direct out)

В то время как шины aux удобны для многоканального посыла (на реверб, делей и т.д.), канальные разрывы идеальны для внешних эффектов обработки, таких как компрессор, эквалайзер на какой либо один канал. В цепи прохождения сигнала, разрыв находится сразу после преампа, может представлть собой как отдельный выход и вход либо единственный разъем 6.3, под специальный Y-образный кабель. В то время как прямой выход (direct out) посылает копию сигнала проедшего через канальный предусилитель на внешний рекордер или аудиоинтерфейс.


Аналоговые и цифровые микшерные пульты


Аналоговые пульты

В аналоговых пультах вся линейка канала, шина, предусилитель, эквалайзер и любой другой элемент состоит из микросхем. Это очень простые устройства, с отдельными элементами управления для любой функции. Единожды разобравшись в принципе работы с аналоговым пультом, вы всегда сможете оценить функционал других пультов взглянув лишь на лицевую панель. Вся маршрутизация и управление производится в ручную.


Цифровые пульты

После попадания в сигнала на преампы аналоговый сигнал преобразуется в цифровой для последующей обработки и маршрутизации. По сути, цифровой пульт это сложный компьютер с какимто количеством АЦП/ЦАП и специализированной рабочей поверхностью. Цифровые пульты гораздо более удобны, чем аналоговые. Например DSP чипы гораздо более компактнее, в отличие от более дорогих аналоговых элементов. Цифровые пульты оборудованы продвинутым эквалайзером, компрессором и полным спектром дополнительных эффектов, что способно свести к минимуму количество внешних устройств обработки сигнала. Доступна возможность сохранять и загружать рабочие параметры.

Конечно, цифровой пульт не так прост в освоении, как аналоговый. В любом случае, большой экран и интуитивно-понятное управление станут большим плюсом при непосредственной работе. Для цифровых пультов не редкость такие дополнительные функции как передача аудио по Ethernet (Dante, и т.п.), WiFi, управление посредством планшета - многое из того что недоступно для аналоговых пультов. Принимая во внимание высокое качество звука, предоставляемое цифровыми пультами, не удивительно, почему они стали стандартом при сценической работе.


Линейные (рэковые) микшеры

Большая часть линейных микшеров - аналоговые, работают исключительно с линейным сигналом. Очень простые пульты, как правило с единственной крутелкой громкости на канал. Позволяют собрать воедино несколько источников сигнала, что позволяет разгрузить основной пульт. Многие звукорежиссеры в студийной работе используют высококачественные линейные микшеры в качестве сумматора для получения итогового микса.


Активные микшеры

Активные микшеры объединяют в себе микшерный пульт и усилитель. Также на рынке представлены активные пульты в комплекте с акустикой - такое решение можно поистине назвать идеальным мобильным решением.



Критерии для выбора

Как выбрать микшерный пульт для себя? Вот некоторые критерии по которым стоит сделать выбор


Количество каналов и входов

Какое какое количество входов вам необходимо? Не забывайте учитывать стерео пары для клавишников, сигнала стерео-эффектов обработки, монофонические каналы для гитар, баса. Также следует предусмотреть несколько каналов про запас, на будущее.


Эквализация

Некоторые микшерные пульты предоставляют собой простейшую НЧ/ВЧ эквализацию, в то время как другие могут предоставить продвинутую многочастотную параметрику на каждый канал. Что из этого вам необходимо в работе?


Direct out/ Insert

Нужны ли вам разрывы для внешних обработок либо выходы для потрековой многоканальной записи?


Встроенный процессор эффектов

Возможность использования встроенного процессора эффектов, позволит не беспокоиться о подключении внешних устройств такого рода. Если же вы собираетесь приобрести новый микшерный пульт в уже сложившийся комплект сценического оборудования, уже включающий в себя устройства обработки, то встроенный процессор эффектов вряд ли можно считать приоритетом при выборе.


Шины и коммутация

Все зависит от потребностей в коммутации. При организации мониторных линий, посылов на внешние эффекты обработки, объединении каналов в группы нужно быть уверенным в возможностях маршрутизации выбираемого микшерного пульта.