900- 2000 без обеда

Как подобрать сценический звук?


Выбор высококачественного сценического звука для постоянной работы может стать настоящим испытанием. Выбор может быть обусловлен задачей добиться хорошего звука, либо решением нюансов акустической подзвучки помещения. Мы создали эту статью для того, чтобы помочь вам во всем разобраться.

Если вы уже определились с типом желаемого звукового оборудования, то можете сразу переходить в раздел:

Если все же вы еще в поиске или недостаточно осведомлены о сценическом звуке, то ниже мы попытаемся помочь Вам получить полное представление о разновидностях звукового оборудования, а затем предложим наиболее подходящие варианты в каждой категории.


Итак, что же выбрать:

активную или пассивную акустику?

Если вы не знакомы со сценическим звуком в целом, то для вас важно будет знать, что усилитель и кроссовер могут быть оборудованы в одном корпусе с динамиком. Преимущества заключаются в том, что, в зависимости от ситуации, для работы вам может понадобиться только такая колонка и источник звука, будь то микшерный пульт, плеер, либо же ваш собственный музыкальный инструмент. Активная акустика - это простое и быстрое для подключения решение, но оно не всегда является лучшим решением для стационарного использования в инсталляциях на крупных объектах, аудиториях и площадках

Перейти в каталог активных акустических систем

Для пассивной акустики требуется наличие отдельного усилителя и подчас кроссовера. Для малых и средних площадок, пассивная акустика может быть не самым простым решением в качестве звуковой системы, но для больших, более сложных проектов, подключение отдельных компонентов к центральному усилителю может стать более предпочтительным решением. Поскольку в крупных проектах звуковых систем происходит передача огромных мощностей, то содержать централизованный стационарный усилитель проще в плане настройки: вам не потребуется подбираться к каждому конкретному элементу систему. Плюс такое размещение предотвратит ваши динамики от перегревания усилителем.

Перейти в каталог пассивных акустических систем

Как вы могли заметить, выбор между активной и пассивной акустикой зависит в первую очередь от того, как вы собираетесь использовать вашу акустическую систему, нежели от поиска более качественного звучания. Гастролирующие артисты и владельцы небольших площадок полагаются на простоту и подходящее качество звучания активной акустики, в то время как туровые команды и крупные инсталляционные проекты предпочитают в использовании гибкость и модульность пассивных акустических систем.


Принцип работы Bi-amp

Bi-amp - это процесс разделения аудиосигнала на два частотных диапазона, которые посылаются на два различных усилителя, которые, в свою очередь, посылают сигнал на различные динамики одной колонки. Кроссовер в системе разделяет сигнал на низкочастотную составляющую, которая идет на широкий динамик, высокие частоты идут на малый динамик.

Bi-amp предусматривает то, что усилители были выбраны или сконструированы таким образом, чтобы подойти вашим динамикам по мощности и, в случае с активной акустикой, еще и помещаться в корпуса. Bi-amp, Tri-amp и т.д. используется в усилительных системах годами и на сегодняшний день стал чем-то само собою разумеющимся в активных студийных мониторах.


Принцип работы кроссовера

Кроссовер - это устройство, которое разделяет аудиосигнал по частотному диапазону на несколько частей, которые идут на свои собственные динамики (вуферы, твиттеры, рупоры и т.п.) в аудиосистеме. Например, 2х-полосный кроссовер состоит из низкочастотного фильтра, пропускающего низкочастотный сигнал в вуфер, и высокочастотного фильтра, пропускающего высокочастотный сигнал непосредственно в твиттер. Кроссоверы могут быть как активные, так и пассивные. Вам не нужно знать все о кроссоверах, чтобы установить их в системе, но знание того, где должно быть частотное разделение в звуковом спектре, поможет вам получить более качественный звук.


Звуковые системы Все-в-одном

Если вы выступаете один, лучшим решением для вас будут так называемые системы Все-в-одном, которые представляют собой комплексное решение из акустики, приборов микширования и процессора эффектов. Для автора-исполнителя, небольших кофейных посиделок, маленьких акустических ансамблей, решения Все-в-одном помогут сэкономить деньги, время и место.

Перейти в каталог систем Все-в-одном


Интеллектуальные мониторные системы

На дворе 21 век! Сегодня мониторы способны самостоятельно распознавать что в них подключено и выдавать уже специально оптимизированный сигнал. Некоторые способны распознавать свое положение, будь то вертикальная ориентация в качестве портала, либо горизонтальная ориентация в качестве напольного монитора, и автоматически оптимизировать свое звучание для конкретной цели. На сегодняшний день доступны также и другие встроенные автоматические функции, такие как подавление обратной связи (feedback), сетевое подключение и дистанционный доступ. От того, как вы собираетесь использовать вашу акустическую систему в повседневной эксплуатации, зависит то, какие из этих продвинутых функций вами могут быть востребованы; если все - интеллектуальные мониторные системы будут для вас самым полезным решением.


Нужен ли мне сабвуфер?

Очевидно, что сабвуферы предназначены для воспроизведения самых низких частот звукового спектра. Но что не менее важно, включение сабвуфера в акустическую систему не обязательно должно увеличивать общую выходную мощность, он позволяет системе работать на меньшей громкости, воспроизводя при этом полный частотный диапазон и оказывая должное звуковое давление.

Сабы, как правило, фокусируются на частотном диапазоне 20Hz - 100Hz, который тяжело воспроизвести обычной акустической системе. В ситуации, когда сабвуфер встроен в широкополосную акустику, средне- и высоко-частотные динамики будут выведены из строя интенсивной вибрацией мощных низких частот. Иначе говоря, большие динамики способны воспроизводить более широкий частотный диапазон, причем диапазон расширяется в сторону низких частот, но для воспроизведения действительно широкого спектра частот, вам потребуется отдельный сабвуфер.

Сабвуфер - это не только атрибут танцевальной музыки и музыки с тяжелыми низами, они также выполняют очень важную роль в заполнении звукового спектра в любого рода перформансах. Сабы позволяют вашей основной акустике звучать правильно, поскольку освобождают звуковое пространство для лучшей передачи динамики материала. Широкополосная акустика, как и сабвуферы, могут быть активными и пассивными.

Перейти в каталог сабвуферов


Коммутация

Выбор коммутации обусловлен возможностями подключения вашего оборудования. Выходы микшера подключаются ко множеству кроссоверов, те - к усилителям, усилители в свою очередь подключаются уже непосредственно к акустике. Как правило, для этого вам потребуется минимум два различных типа коннекторов. Поскольку оборудование, как правило, предусматривает вариативность в подключении, следующий материал поможет вам определиться, какой тип подключения будет более предпочтителен в каждой конкретной ситуации.

SpeakON - это тип (и бренд) много-пинового коннектора, который на сегодняшний день используется для передачи мощного сигнала между акустикой и усилителем. Разъемы очень прочные и надежные, способны обеспечить коммутацию между оборудованием с высоким уровнем мощности сигнала.

TRS - это аббревиатура для слов Tip-Ring-Sleeve (Наконечник-Кольцо-Рукав). Этот термин описывает 6.3мм (3.5мм) балансные коннекторы. К примеру, TRS-разъем можно часто встретить на конце большинства шнуров наушников. Он выглядит так же, как обычный коннектор “джек”, но имеет дополнительное “кольцо” у основания. TRS-коннекторы используются в случае, если вам необходимо иметь в одном подключении две жилы и землю.


XLR - круглый 3-пиновый коннектор с “плюсом”, “минусом” и “землей”. Обычно используется для передачи балансного микрофонного и линейного уровня сигналов к микшеру, либо для передачи аудиосигнала в колонки.

TS - аббревиатура для слов Tip-Sleeve (Наконечник-Рукав), указывая на специфику типа конструкции коннектора 6.3мм, который предназначен для передачи двух-контактного небалансного сигнала. Жила в данном случае приходит на наконечник коннектора, а земля проходит по рукаву.


Бананы - спроектированы для акустических шнуров, которые коммутируются в специальные зажимы-клеммы, расположенные на тыльной стороне большинства усилителей.


На что обратить внимание

Лучший способ начать поиски акустической системы - сформулировать список потребностей

Размеры

Без углубления в просчитывание мощности или акустических параметров помещения, вы в состоянии прикинуть, какой объем помещения вы хотели бы подзвучить - это станет отличной отправной точкой. От объема помещения и количества людей в нем зависит выбор тип акустики и ее расположение. Небольшие кафе, бары, очевидно, не требует так много оборудования, как, например, большие клубные площадки. Для больших площадок делайте расчет из количества мест для публики в зале. Для уличной сцены акустика для помещений - не вариант, делайте расчет на то, как много людей вы планируете собрать. Важно помнить, что слушатели абсорбируют звук из колонок: чем больше людей пришло, тем большую мощность вам нужно будет компенсировать.

Активная либо пассивная акустическая система

Если вы выступающий артист и самостоятельно занимаетесь собственным звуком, мы гарантируем, вы будете полностью удовлетворены удобством использования активной акустики. Если у вас быстроразвивающийся бизнес, вам будет проще использовать гибкую модульность пассивных систем. Пусть ваша рабочая среда станет для вас определяющим фактором при выборе.


Необходимая мощность

Если вы решили использовать активную акустику, вам не нужно будет беспокоиться о соответствии усилителя колонкам. Но если вы используете пассивную акустику, необходимо позаботится о ее обеспечении мощностью. К счастью, это не сложно. JBL рекомендует использовать усилитель равный по мощности (по стандарту IEC), либо мощностью превосходящей заявленную в два раза. К примеру, для 300 ваттной колонки, подойдет усилитель мощностью от 300 до 600 ватт.

Вопреки общественному мнению, вы скорее повредите динамики, подключив акустику к усилителю недостаточной мощности, нежели используя более мощный усилитель.


Необходимость сабвуфера

Как было сказано ранее, в любом случае акустическая система с сабвуфером будет звучат более насыщенно и полно. Нужен ли он? Если акустическая система будет использоваться для речи, либо пения акапелла, необходимости в нем нет. Он будет так же не нужен в случае, если акустическая система располагается в очень маленьком помещении: даже хороший сабвуфер способен испортить звук в небольшом пространстве, если вы вовремя не разберетесь с ним. В других случаях звук просто будет лучше за счет дополнительной мощности, добавляемой сабвуфером. Если у вас еще нет сабвуфера, не покупайте простой большой динамик для того, чтобы это как-либо компенсировать. Распланируйте свою систему и бюджет таким образом, чтобы была возможность приобрести сабвуфер в ближайшем будущем. Это будет очень хорошим решением!

Перейти в каталог звукового оборудования


Если у Вас остались какие-либо вопросы, то позвоните нам, мы всегда готовы предоставить подробнейшую консультацию по выбору звукового оборудования. У нас работают музыканты, которые имеют многолетнюю практику работы со сценическим оборудованием.